01 января 1970
На портале СОВАЗ размещен для обсуждения проект указа Президента «О мерах по кардинальному улучшению инвестиционного климата в Республике Узбекистан».
В случае принятия, документ может решить многие проблемы, накопившиеся в сфере строительства, особенно при принудительном изъятии земельных участков для государственных и общественных нужд.
Дело в том, что в статье 37 Земельного кодекса конкретно не описано, что является государственными и общественными нуждами. Соответственно отсутствует четкая граница между интересами государства и общества, с одной стороны, и коммерческими интересами частных лиц (застройщиков, инвесторов), с другой стороны. Они смешиваются. Поэтому возникают случаи, когда инвестиционный проект одного субъекта предпринимательства фактически ставится выше интересов другого бизнес-субъекта либо гражданина.
Министерство юстиции предложило установить, что изъятие земельных участков для государственных и общественных нужд допускается исключительно в следующих целях:
- предоставление земель для нужд обороны и государственной безопасности, охраняемых природных территорий, создания и функционирования свободных экономических зон;
- необходимость выполнения обязательств, вытекающих из международных договоров;
- обнаружение и разработка месторождения полезных ископаемых;
- строительство (реконструкция) автомобильных и железных дорог, аэропортов, аэродромов, объектов аэронавигации и авиатехнических центров, объектов железнодорожного транспорта, мостов, метрополитенов, тоннелей, объектов энергетических систем и линий электропередачи, линий связи, объектов космической деятельности, магистральных трубопроводов, инженерно-коммуникационных сетей;
- исполнение генеральных планов населенных пунктов в части строительства объектов за счет средств Государственного бюджета, а также в других случаях, прямо предусмотренных законами и актами Президента.
У лиц, которые планируют строить объекты в своих коммерческих целях останутся, на взгляд автора, останется 2 основных варианта для действий:
а) брать свободные земельные участки в долгосрочную аренду на 50 лет для реализации инвестпроектов либо приобретать на специальных аукционных торгах право постоянного пользования такими участками для строительства жилых и нежилых объектов (подробнее об их проведении – здесь);
б) договариваться с собственниками недвижимости, расположенной на привлекательных земельных участках, и выкупать у них объекты «под снос» по рыночной цене.
Кроме того, предлагается определить, что с 1.09.2018 г.:
- принятие решений об изъятии земельных участков для государственных и общественных нужд допускается исключительно после проведения открытого обсуждения с заинтересованными лицами, земельные участки которых планируется изымать, а также оценки выгод и издержек;
- снос жилых, производственных помещений, иных строений и сооружений, принадлежащих физическим и юридическим лицам, при изъятии земельных участков разрешается после полного возмещения рыночной стоимости недвижимого имущества и убытков, причиненных собственникам в связи с таким изъятием;
- убытки, причиненные физическим и юридическим лицам в результате вынесения незаконного административного акта государственного органа (должностного лица), подлежат возмещению государством, в первую очередь за счет внебюджетных средств соответствующих органов;
- вводится принцип защиты добросовестного приобретателя, в соответствии с которым запрещается истребование имущества у добросовестно действовавшего лица, если данное лицо приобрело имущество на возмездной основе с соблюдением норм закона без применения последствий недействительности сделок.
Проект может быть изменен, дополнен или отклонен.
Самир Латыпов.
norma.uz
Комментарии