01 января 1970
По своей социальной значимости жилищно-коммунальной сфере, пожалуй, нет равных. Проблемы, возникающие в ней, рикошетом бьют по потребителю. В то же время потребитель, не сознавая того, самым прямым образом влияет на развитие отрасли. Специфика ЖКХ в том, что реформы здесь приживаются медленно. Процесс этот длительный и поэтапный. Изношенные сети, требующая огромных вложений инфраструктура, большие долги, осложняющие работу ЖКХ, - все это сказывается на качестве услуг, размере тарифов.
В результате преобразований, происходящих в отрасли, коммунальная сфера перестала быть незамеченной и забытой, реформа повернула ее на рыночные рельсы. Тем не менее, она лидирует сегодня по числу потребительских обращений и жалоб. Жители, не очень вникающие в перипетии проблем этой сферы, ждут от реформы качественных услуг, обоснованных тарифов и готовы платить за это. При этом не задумываются, что в определенной степени ее успех зависит и от них. Например, люди не получая нормальных услуг, прекращают их оплачивать. В результате неплатежи растут, принося огромные убытки для отрасли, которая не может эффективно развиваться. Или взять сверхнормативное потребление коммунальных продуктов - сливы, незаконные врезки в систему отопления, перетопы, вмешательство в приборы учета потребления коммунальных продуктов и т. п.
Проблемы часто возникают из-за неосведомленности о своих правах и обязанностях как потребителей, так и поставщиков коммунальных услуг. Добиться, чтобы услуги были качественными и даже снизить размер платежей, если они не соответствуют установленным параметрам, - все это потребитель может сделать, владея азами законодательства. Для этого под рукой должна быть подсказка - это, прежде всего, договор на поставку тех или иных коммунальных услуг, заключенный между потребителем и их поставщиком.
Поскольку основные вопросы, волнующие потребителей, - это качество услуг и размер тарифов, есть несколько вариантов снижения расходов за коммунальные услуги. Для этого они должны платить только за фактически полученные услуги, значит, установить в своих квартирах счетчики. Оплата по нормативам гораздо выше, чем по факту потребления. Чтобы можно было предъявлять претензии коммунальщикам, некоторые ТЧСЖ устанавливают приборы учета на вводах в дом, принимают меры по сокращению потерь коммунальных продуктов во внутридомовых сетях.
Какие документы регламентируют возможность снижения оплаты за коммунальные услуги, предоставленные не в полном объеме или несоответствующего качества?
Прежде всего, это Правила предоставления коммунальных услуг населению в Республике Узбекистан (зарегистрированы Министерством юстиции РУз 20 февраля 1999 года N 648) (далее - Правила N 648). Они предусматривают, что режим предоставления коммунальных услуг, качество и нормативные объемы их потребления должны быть включены в договор с поставщиками. Среди его условий - порядок и размер оплаты предоставляемых коммунальных услуг, условия перерывов в режиме их поставки и т. д. (пункт 1.4). Пункт 1.5 регламентирует, когда могут устанавливаться временные перерывы поставки коммунальных услуг. Потребитель имеет право не оплачивать услуги за время перерывов, сверх установленных договором. А при несоответствии качества коммунального продукта установленным нормативам - вправе требовать уменьшения оплаты услуг (пункт 4.5). При нарушении установленных договором сроков устранения недостатков качества предоставляемых услуг или превышения допустимых перерывов в их предоставлении исполнитель обязан уплатить неустойку (пеню) в размере 1 % от стоимости услуги за каждый день, час (если срок определен в часах) просрочки (пункт 4.6).
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ УСЛОВИЯ
снижения оплаты при снижении качества коммунальных услуг
Вид услуг |
Показатели качества услуг |
Вид снижения качества услуг |
Допустимая продолжительность отклонений за расчетный период |
Условия снижения оплаты услуг за превышение допустимой продолжи- тельности отклонений |
Расчетная единица |
|
при наличии приборов учета у потреби- телей |
при отсутствии приборов учета у потреби- телей |
|||||
1. Водоснабжение |
1.1. Бесперебойное круглосуточное водоснабжение в течение года
|
Перерывы в водоснабжении |
8 часов |
За каждый час превышения допустимого суммарного перерыва за расчетный период
|
По приборам учета |
С 1 человека по установленной норме |
1.2. Состав и свойства воды в соответствии с нормативами, установленными органами Госсанэпидемнадзора РУз
|
Несоответствие состава воды установленному нормативами |
Не допускается |
Устанавливаются органами государственной власти на местах |
|
|
|
2. Газоснабжение |
2.1. Бесперебойное круглосуточное газоснабжение
|
Перерывы в газоснабжении |
Не более 2 часов |
Устанавливаются органами государственной власти на местах |
По приборам учета |
С 1 человека по установленной норме |
2.2. Состав и свойства газа в соответствии с ГОСТ
|
Несоответствие качества газа |
Не допускается |
|
|
|
|
3. Горячее водоснабжение |
3.1. Бесперебойное горячее водоснабжение в течение установленного договором времени
|
Перерывы в горячем водоснабжении |
Полные сутки
|
За каждые сутки превышения допустимого суммарного перерыва за расчетный период |
По приборам учета |
С 1 человека по установленной норме |
3.2. Обеспечение нормативной температуры горячей воды в точке разбора не менее +60° С или +50° С для систем горячего водоснабжения из оцинкованных труб при закрытой системе
|
Фактическая температура горячей воды в точке разбора не соответствует нормативу |
Не более 2 часов в сутки
|
За каждые 5° С снижения температуры от нормативной, умноженные на число часов сверх допустимой продолжительности отключений |
По приборам учета |
С 1 человека по установленной норме |
|
3.3. Состав и свойства горячей воды в соответствии с нормативами, установленными органами Госсанэпидемнадзора РУз
|
Несоответствие состава воды установленному нормативами |
Не допускается
|
Устанавливается органами государственной власти на местах |
- |
С 1 человека по установленной норме |
|
4. Водоотведение |
Бесперебойное круглосуточное водоотведение в течение года
|
Перерыв в водоотведении |
8 часов |
За каждый час превышения допустимого суммарного перерыва за расчетный период
|
- |
С 1 человека по установленной норме |
5. Вывоз мусора и нечистот |
Бесперебойный ежедневный в течение года |
Перерыв в оказании вывоза мусора |
Не допускается |
Устанавливается органами государственной власти на местах
|
- |
С 1 человека по установленной норме
|
6. Электроснабжение |
Бесперебойное круглосуточное электроснабжение в течение года в соответствии с действующими стандартами
|
Перерывы в электроснабжении |
Устанавливается по нормативной категории надежности электроснабжения данного дома согласно Правилам устройства электроустановок (ПУЭ)
|
За каждый час превышения допустимого суммарного перерыва за расчетный период |
По приборам учета |
По количеству жилых комнат в квартире |
7. Отопление |
7.1. Бесперебойное теплоснабжение в течение всего отопительного сезона
|
Перерывы в теплоснабжении |
Устанавливается с учетом климатических условий местности |
За каждый час превышения допустимого суммарного перерыва за расчетный период
|
По приборам учета |
За 1 кв. м жилой площади квартиры |
7.2. Обеспечение температуры воздуха в жилых помещениях при условии выполнения мероприятий по утеплению помещений согласно действующим нормативам и правилам +18° С (в угловых комнатах +20° С)
|
Фактическая температура в помещениях ниже нормативной |
Устанавливается с учетом климатических условий местности |
За каждый градус снижения температуры от нормативной, умноженной на число часов сверх установленного суммарного перерыва за расчетный период
|
|
|
Примечания:
1. Показатели графы 4 не должны носить регулярный (систематический) характер.
2. Показатели граф 3, 4 устанавливаются органами местной исполнительной власти.
Как производится перерасчет по коммунальным услугам в связи с их недопоставкой?
Перерасчет оплаты регламентирует Положение об оплате расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилого фонда, и коммунальных услуг в городах и населенных пунктах Республики Узбекистан (зарегистрировано Министерством юстиции РУз 13 сентября 2002 года N 1173) (далее - Положение N 1173). Пункт 22 этого документа предусматривает, что перерасчет оплаты по коммунальным услугам в связи с их недопоставкой производится на основании акта, составленного после прекращения оказания услуги более 24 часов собственником или нанимателем жилья и юридическим лицом, осуществляющим поставку коммунальной услуги с участием представителя органа самоуправления граждан (махаллинского комитета) и ТЧСЖ.
Акт имеет юридическую силу только при наличии подписей всех 4 сторон. В случае отказа поставщика от подписи акта он обязан письменно мотивировать причину отказа. В противном случае собственник или наниматель жилья вправе прекратить оплату коммунальных услуг до принятия судебного решения. Акт составляется на основе заявки потребителя. В нем указывается срок возобновления поставки. На этом основании производится перерасчет за недополученное количество услуг (пункт 23). При неявке исполнителя акт составляется потребителем в присутствии представителей ТЧСЖ и органов самоуправления граждан.
Источник:"Дом в котором мы живем".500 советов как сделать свой дом лучше.Ташкент-"NORMA"-2012
Ирина Алексеевна Гребенюк
Комментарии