ПОВЕРОЧНЫЙ ВСЕОБУЧ

01 января 1970

Владельцы установленных в квартирах приборов учета газа, горячей и холодной воды с недавнего времени столкнулись с новым явлением - необходимостью их поверки. Но для чего она нужна и как осуществляется - многие не знают. Подходы и механизмы ее проведения очень близки - будь то водомеры на горячую или холодную воду либо газовые счетчики. Рассмотрим примеры проведения поверки водомеров на горячую воду.


Что такое поверка, для чего она нужна, какими законодательными актами регулируется?

Этот процесс регламентируется Законом Республики Узбекистан "О метрологии". В нем говорится, что поверка средств измерений - это совокупность операций, выполняемых органами государственной метрологической службы (другими уполномоченными органами, организациями) с целью определения и подтверждения соответствия средств измерений установленным техническим требованиям (статья 1 Закона). Необходимость проведения поверки вытекает из статей 7, 14-15, 17, 19 Закона Республики Узбекистан "О метрологии", а также Типового договора на установку, техническое обслуживание и эксплуатацию узла учета холодной (горячей) воды.
В пункте 1.3 Типового договора говорится, что эксплуатация счетчика включает в себя, в том числе, организацию и проведение периодических поверочных работ.


Каковы сроки проведения поверки счетчиков горячей воды, какими документами они установлены?

Кроме договора, потребители должны внимательно изучить технический паспорт счетчика, в котором указаны его технические характеристики, сроки госповерки. Межповерочный интервал (МПИ) для счетчиков горячей и холодной воды для населения составляет 4 года, для юридических лиц - 2 года. Эти сроки устанавливает Номенклатурный перечень средств измерений, подлежащих обязательной государственной поверке (утвержден Агентством "Узстандарт" в 2007 году).


Предусмотрены ли какие-либо санкции потребителям, не установившим счетчики горячей воды?

Если у потребителя нет водомера, он платит по нормативу, который выше реального потребления. Пункт 19 приложения N 3 к постановлению Президента РУз N ПП-553 предусматривает, что если абонент не обеспечил место установки счетчика в течение 30 дней со дня уведомления о начале работ по его установке или отказался от нее, поставщик имеет право отключить потребителя от сети горячего (холодного) водоснабжения. Ведь речь идет о ресурсосбережении. Конечно, приборы учета сами по себе не являются энергосберегающим оборудованием, но они заставляют задуматься об экономии. Когда человек начинает считать, срабатывает психологический фактор. Включив кран, он знает, что его надо выключить, ведь каждая капля воды - это деньги. Видя возможность реально сократить расходы, он начинает контролировать потребление.


Какие организации занимаются поверкой счетчиков горячей воды?

Сервисный центр Таштеплоэнерго, в котором действует метрологическая лаборатория, выполняющая целый перечень работ по поверке, в том числе счетчиков горячей и холодной воды, а также ДП "Сув улчагич" при "Сувсоз", ООО "ИИ TOSHKENT ZENNER", Агентство "Узстандарт", его городская и областная структуры.


У меня в квартире установлены 3 счетчика. Я не знаю, когда надо их поверять. Если не сделаю это своевременно, не грозят ли мне штрафы?

Работники абонентской службы поставщиков услуг должны периодически обходить потребителей: сверять показания счетчика с квитанциями об оплате, разъяснить необходимость проведения поверки, если подошло ее время. У каждого потребителя есть паспорт прибора учета с отметкой о сроках эксплуатации, госповерке, акт ввода счетчика в эксплуатацию. На самом приборе учета имеется клеймо, по которому можно определить, в каком году он был поверен. В реестрах поставщиков услуг указано, когда заканчивается межповерочный интервал того или иного счетчика. Если он на исходе, то во время обхода работники Теплоэнерго должны составить акт и указать в нем, что срок очередной поверки истекает через 2 недели. Они должны объяснить, что в течение 2 недель абонент оплачивает за горячую воду по средним показателям за предыдущий месяц. Если он не отдаст водомер на поверку в течение 2 недель и будет продолжать его эксплуатировать, ему придется производить оплату за горячую воду по установленным нормативам пока счетчик не пройдет поверку.


Если абоненту не передали акт о необходимости проведения поверки и не разъяснили ее механизм, значит ли это, что требования оплаты по нормативу по истечении МПИ являются необоснованными?

Если на первых порах поставщики идут навстречу потребителям, то правовой нигилизм последних не может быть безграничным. Как говорится, незнание закона не освобождает от ответственности. Исходя из Закона Республики Узбекистан "О метрологии" приборы учета, не прошедшие госповерку, являются не пригодными к эксплуатации. При повторной поверке инициатива должна исходить уже от потребителей.


Как считать межповерочный интервал: 4 года от года выпуска счетчика или от акта ввода его в эксплуатацию?

Если потребитель сам устанавливает водомер, лучше приобрести его в специализированном магазине, а не на рынке и уж тем более не с рук у случайных людей. Необходимо внимательно изучить технический паспорт, обратить внимание на то, чтобы указанная в нем дата выпуска была как можно ближе к сегодняшнему дню. Нет смысла покупать прибор учета, который пролежал на складе, предположим, 3 года. Он мог храниться на солнце или, наоборот, в сыром месте. В результате пластмассовый корпус может пропускать воду, давать погрешности. А, главное, поверять его придется не через 4 года, а через год. Поэтому поставщики услуг в таких случаях требуют проведения поверки до установки счетчика. Тогда следующий межповерочный интервал считают с момента установки счетчика и ввода его в эксплуатацию. Потребители также должны обратить внимание на то, чтобы номер паспорта совпадал с номером счетчика, указанным на его корпусе.


Какова последовательность действий при поверке счетчика?

Потребитель может сам снять водомер, но при этом необходимо вызвать представителя Теплоэнерго, который должен его распломбировать, составить акт, отразить в нем заводской номер счетчика, начальные (текущие) показания. Затем житель может отвезти его в поверочную лабораторию специализированной организации. Если потребитель сломает счетчик, то ему придется устанавливать новый за свой счет.


Мне предложили провести поверку счетчика в домашних условиях. Не является ли это нарушением?

В домашних условиях провести поверку счетчика невозможно. Она должна проводиться только в лабораториях, аккредитованных Узстандартом, либо в самом Узстандарте. Чтобы оградить потребителей от мошенников, инспекторы Теплоэнерго, помимо удостоверений личности, имеют именные жетоны. Поэтому потребители должны требовать у граждан, представляющихся работниками Теплоэнерго, предъявления жетона. Потребителям надо помнить, что поверка, то есть подтверждение прибора учета метрологическим требованиям, должна закрепляться государственным клеймом Узстандарта, а также свидетельством о поверке установленного образца. Если этого не будет, то у потребителя могут возникнуть неприятности при первой же проверке.

Источник:"Дом в котором мы живем".500 советов как сделать свой дом лучше.Ташкент-"Norma"-2012

                Ирина Алессеевна Гребенюк



Комментарии
Оценка:
Комментарий будет опубликован после проверки модератором

© 2005-2024 Stroyka.uz. Все права защищены.