Реплика депутата Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан, члена руководящих органов УзЛиДеп Полянте Грамитоновича Свешникова,

28 марта 2013

Реплика

депутата  Законодательной палаты Олий Мажлиса  Республики Узбекистан, члена  руководящих органов УзЛиДеп

 Полянте Грамитоновича Свешникова,

 общественного эксперта «Норма»

                                                                                                                                                                            

 

     Прежде всего, спасибо газетам «Норма» и «НТВ», за интересные материалы и преференции постоянным подписчикам. Со своей стороны хочется еще  раз поздравить с  весенним праздником Навруз  коллективы газет и сайтов, пожелать всегда оставаться лучшими право-экономическими  печатными и электронными изданиями в нашей стране.

         Также мне бы хотелось  высказать мнение, которое сложилось за 18 лет непрерывной работы в малом бизнесе и третий год депутатом в Законодательной палате Олий Мажлиса Республики Узбекистан, и   на основе последних публикаций в Ваших газетах, касающиеся разъяснений по различным льготам и преференциям.

На мой взгляд, условия, созданные в Узбекистане для развития бизнеса наиболее благоприятные, чем во многих зарубежных странах и дополнительные льготы, например льготы по локализации и т.п., т.е. для избранных это не совсем экономически обоснованы. По мнению и откликам бизнес сообщества известно, что участвующих в Программе намного больше, чем пользующихся льготами. Причина в том, что Министерства экономики и внешнеэкономических связей и торговли Республики Узбекистан требуют паспорта на локализацию, и это главная проблема.

         И те, у кого паспорта не приняты, не только не пользуются льготами, они должны, как все ежемесячно, до 1 числа сдавать отчет в три инстанции, причем задержка сдачи отчета  чревата штрафом, плюс усиленный контроль со стороны Узстандарта, статорганов и т.д. 

         За годы независимости под непосредственным руководством Президента нашей страны была принята собственная,  «узбекская модель» развития экономики. Приняты сотни законов и подзаконных актов, направленные в поддержку развития малого бизнеса и частного предпринимательства. Сокращено количество проверяющих органов, количество проверок, количество разрешительных документов и сама их процедура оформления. Каждый год снижается единый налог с товарооборот, количество отчетов и еще многое, многое другое.

       Резюме: деятельность  в бизнесе равносильна жизни в дикой природе. А в природе условия для всех равные, но выживают те, кто сильнее, умнее, неленивые. Эволюцией доказано, что если любому живому существу, привыкшему к свободе, создавать дополнительные/тепличные условия, т.е. подкармливать, оберегать, то оно в конечном свете погибает, если прекратить его подкармливать/лелеять. И это происходит потому, что они по силе и сноровке слабее тех, кто сам развивается и преодолевает естественные трудности.  А самая главная помощь для них - не уничтожать их.    

       В бизнесе все наоборот. Если одним создавать льготы, а другим нет, и если тех, кто  пользуется льготами малая часть, то другая - большая часть  в скором времени будет «таять на глазах».

 

       Предложение: реально определить налогообложение по отраслям. Если допустим, сегодня промышленность в малом бизнесе хромает, то следует установить ей самый низкий налог, и он должен быть для всех в этой отрасли одинаковый.

        В настоящее время у нас в республике торговать прибыльно и проще, чем заниматься производством. Почему? Торговые предприятия платят такой же налог, как производственники. Одни 5% с валовой выручки, другие 5% с товарооборота. Но одному не надо иметь производственные площади, им не требуются высококлассные специалисты (токаря, фрезеровщики, сварщики и т.д.), им не надо следить за техникой безопасности, разрабатывать и  получать на каждое выпускаемое изделие технические условия и сертификаты соответствия, не надо в банках выбивать/выпрашивать свои же деньги, не надо искать и любым способом находить материалы и комплектацию, которая может составлять сотнями единиц, не надо искать зарубежного покупателя и т.д. И такие проблемы еще есть. До сих пор не дана оценка и нет объяснения, почему сегодня наши магазинчики, торговые ряды заполнены привозными товарами, почему местному торговцу выгодно продавать товары из Турции, Китая, не смотря на то,  что этот товар не всегда отвечает современным требованиям, имеющих, порой, демпинговые размеры цены. За такой быстротой и непатриотичной выгодой в торговле, попираются насущные права национального производителя, снижается прибыль, медленно создаются рабочие места и пр. Узбекистан страна, в которой можно выращивать в год по два-три урожая, не может выйти на потенциально достижимые высоты в сельском экспорте. И происходит это потому, что выращенный, пока один,  урожай наполовину пропадает в силу медленного прохождения на таможне. А ведь мы могли бы плотно захватить рынок северного Казахстана, России, т.к. наши фрукты, овощи более насыщенные витаминами, нежели европейские или китайские.

         Вывод:  действующие специализированные институты в исполнительных структурах и ведомствах, которые призваны моделировать и прогнозировать процессы в государстве и обществе, пока не в полной мере вникли в существующие проблемы, чтобы дать  рекомендации, которые  дадут прорывной импульс в развитии бизнеса.

       Думается, что при уже имеющейся политической  воле Руководства страны разрешение всего комплекса проблем станет всеобъемлюще возможным тогда, когда исследовательские структуры в тесном взаимодействии с бизнес сообществом после глубокой проработки и «погружения» во все «узкие места», будут давать конкретные предложения, показывающие все «тормоза» и противодействие реальных  структур или лиц, оптимальные конфигурации управления, либеральные механизмы и схемы, обеспечивающие приоритетность развития производства, способствующие дальнейшей диверсификации экономики, созданию атмосферы «открытых дверей» для зарубежных инвесторов.

       Я и мои коллеги, однопартийцы из УзЛиДеП, уже работаем в данном направлении  и к такому диалогу готовы.

 

 

Выслушал и заценил:

М. Усманов 2013/03



Комментарии
Оценка:
Комментарий будет опубликован после проверки модератором

© 2005-2024 Stroyka.uz. Все права защищены.