Сбалансированное пространственное развитие. Опора на городские поселки

01 января 1970

 

 

 

 

В Узбекистане разрушение хозяйственных связей в конце 80-х привело к снижению объемов производства. Однако активная промышленная политика позволила не только не допустить резкого спада, но и создать новые промышленные производства.

 

Во всех случаях, изменения в экономических условиях предприятий сказывались на развитии городов.

 

Важную роль в стабилизации территориального развития сыграла инвестиционная политика, которая равномерно перераспределяла инвестиции между регионами Узбекистана. До недавнего времени Ташкент занимал до 45% от общего объема инвестиций в основной капитал. Перелом в ситуации стал наблюдаться со второй половины нулевых, когда доля столицы в общем объеме инвестиций стала снижаться. К 2012 году она была доведена до 19,5% (см. рис. 1).

 

 

Инвестиции, направляющиеся в регионы, нацелены, в основном, на развитие обрабатывающих секторов промышленности и развитие инфраструктуры — в секторы, способствующие ускорению урбанизации. Учитывая исторический опыт, вектор развития экономического фундамента городов необходимо корректировать.

 

 

Новые тренды урбанизации

 

 

До 2009 года доля городских жителей в Узбекистане составляла 35% от общей численности населения. Она сократилась на 4%, по сравнению с уровнем 1994 года.

 

В 2009 году статус 1065 сел был повышен до уровня поселков городского типа, что привело к увеличению доли городского населения до 51,4%.

 

Решение об изменении статуса населенных пунктов, возможно, выглядит механическим. Однако оно является первым шагом в выстраивании новой политики урбанизации, сопряженной с инвестиционной и промышленной политиками и нацеленной на достижение более сбалансированного пространственного развития.

 

Причин изменить тренды размещения трудовых и производительных ресурсов достаточно.

 

Во-первых, потенциал аграрного роста занятости исчерпан, а для дальнейшего наращивания устойчивых рабочих мест необходимо развитие обрабатывающих отраслей промышленности, а также связанного с ними сектора коммерческих услуг и предприятий малого бизнеса.

 

Во-вторых, развитие указанных отраслей требует, с одной стороны, развитой инфраструктуры, с другой — концентрации капитала и ресурсов, с третьей — емких рынков сбыта. Все три элемента могут найти место в рамках городов и их окрестностей.

 

На самом деле перечень задач, которые могут быть решены через политику урбанизации, гораздо шире.

 

·         Достижение оптимального баланса дисперсии ресурсов на уровне страны и их концентрации на уровне региона.

 

Наличие в регионах экономически сильных городов, вовлекающих в свой ареал прилегающие территории, упрощает администрирование централизованными инвестициями. Инвестируя в города регионов, государство достигает социально-экономического эффекта также и в прилегающих к ним территориях. Таким образом, города стягивают экономическое пространство вокруг себя.

 

·         Создание новых возможностей экономического развития через выстраивание разноуровневых кооперационных связей.

 

С развитием городов возникает масса возможностей выстраивания вертикальных и горизонтальных связей между сельскохозяйственными и перерабатывающими предприятиями, крупными и малыми производствами. Появляется возможность создания промышленных кластеров вокруг больших заводов, выстраивания производственных цепей, цепочек поставок и других форм кооперации.

 

·         Совершенствование институтов государственного управления в регионах.

 

Администрирование городами требует качественно иной работы государственных институтов, которые должны принимать на себя больше инициативы и планировать развитие на более продолжительную перспективу.

 

·         Социально-культурная трансформация общества.

 

Образ жизни городского жителя сильно отличается от жителя села. Город обладает более широким выбором культурно-просветительской, образовательной и развлекательной инфраструктуры. Он также предполагает более активное использование современных высокотехнологичных решений в повседневной жизни. Через применение этих возможностей изменяются образ мышления, поведенческие стереотипы, приоритеты и жизненные ценности граждан.

 

 

Точка опоры

 

 

Было бы неправильным представлять процесс урбанизации только в формате развития крупных мегаполисов.

 

Политика ускоренной урбанизации может опираться либо на использование потенциала больших городов, либо на развитие малых городов и поселков городского типа.

 

Города Узбекистана сильно отличаются от столицы по численности проживающего в них населения, экономическим и прочим характеристикам (см. рис. 2 и 3). Три крупнейших, после Ташкента, города — Андижан, Наманган, Самарканд — имеют численность от 400 до 500 тыс. человек. За ними следуют 7 городов с численностью от 200 до 300 тыс. человек.

 

 

Эти города имеют сложившуюся, но значительно изношенную инфраструктуру. Поэтому инвестиции в наращивание их потенциала будут сопровождаться не менее масштабными затратами на поддержание и восстановление существующей инфраструктуры. Кроме этого, определенные ограничения для дальнейшего роста могут быть связаны с уже существующим генеральным планом города, который может препятствовать надстройке новых инженерно-технических объектов и сооружений.

 

 

Поселки городского типа и малые города в большинстве случаев имеют неразвитую инфраструктуру.

 

Из 1065 городских поселков:

·         19 обладают численностью населения свыше 20 тыс. человек и оснащены развитой инфраструктурой, находятся недалеко от крупных ТЭЦ и транспортных развязок (см. рис. 4);

 

·         95 городских поселков средней величины имеют население от 10 до 20 тыс. человек. Уровень развития их индустриальной и экономически необходимой инфраструктуры невысокий;

 

·         951 не располагает городской инфраструктурой. Численность населения в них не превышает 10 тыс. человек, причем в 696 поселках численность жителей составляет менее 5 тыс. человек. На каждый малый городской поселок в среднем приходится по два небольших предприятия, как правило, с сезонным циклом производства.

 

 

Пока что система управления в большинстве поселков городского типа мало отличается от таковой в селах. Это также накладывает свои ограничения для их всестороннего развития.

 

В городских поселках проживает 39% городского населения (5,67 млн. чел.), которое уже не может быть названо сельским, но еще и не полностью урбанизировано. Это своего рода переходный возраст, течение которого может определить облик горожанина будущего.

 

С другой стороны, недостаток инфраструктуры, неустоявшаяся система управления и финансирования городских поселков это также и новые возможности. Возможности создания городов нового типа с продуманным на перспективу генеральным планом, позволяющим молодому городу расширяться без ущерба для комфорта жителей и дополнительных затрат для бизнеса.

 

В этом плане поселкам городского типа может быть отведена особая роль в формировании будущего пространственного облика Узбекистана, нового социума.

 

 

Дорожная карта

 

 

Политика урбанизации должна дать исчерпывающие ответы на такие вопросы, как количество крупных и средних городов, необходимых Узбекистану для сбалансированного развития, а также их месторасположение и экономическую специализацию, которые позволят наилучшим образом раскрыть потенциал территорий.

 

Создание полноценных городов на основе поселков городского типа требует продуманных и распределенных по времени мер, которые можно разделить по следующим направлениям.

 

1. Инвентаризация потенциала городских поселков с целью определения стартовых точек сбалансированного пространственного развития. Городские поселки должны быть разделены на типы по характерным признакам их экономического потенциала.

 

На основании инвентаризационных оценок следует выделить группы населенных пунктов, ранжированных по приоритетности инвестиций в инфраструктуру внутри них, а также между ними и региональными центрами.

 

Группировка городских поселков по приоритетности позволит снизить риски неэффективного распыления финансовых ресурсов между большим количеством городских поселков.

 

2. Разработка типовых сценариев развития городских поселков в зависимости от их экономического потенциала.

 

Типовые сценарии развития могут предусматривать, к примеру, формирование на основе городского поселка центра инновационного и высокотехнологичного развития (Улугбек, Салар, Кибрай, Гулабод и др.) или туристско-рекреационного центра (Касансай, Заамин, Амантай, Байсун, Ханка и др.). \

 

3. Одно лишь инфраструктурное строительство не является достаточным условием для успешного развития. Поэтому в рамках сценариев развития должны быть определены возможные движители роста городских поселков.

 

К примеру, перенос центральных аппаратов или проектно-конструкторских и исследовательских подразделений государственных компаний и холдингов в городские поселки, где расположены их производственные мощности. Это позволит не только снизить административные издержки, но и изменить структуру спроса на региональных рынках труда и услуг.

 

Другим движителем может стать создание средних производств, обеспечивающих несколько видов переработки сельскохозяйственной продукции, производимой на близлежащих территориях. К примеру, комплексы, предоставляющие возможности длительного хранения ягод и фруктов, их упаковку и транспортировку для реализации в розничных сетях, а также глубокую переработку для выпуска соков и джемов.

 

Еще один драйвер — перемещение высших учебных заведений и научно-исследовательских центров в регионы, в которых преобладают их профильные отрасли. К примеру, филиал Института нефти и газа им. И.М. Губкина целесообразно разместить в Кашкадарьинской области. Такое размещение позволит наладить тесную связь между вузом и предприятиями нефтегазовой отрасли, привлекать профессионалов к преподавательской деятельности, а студентов — к производственной практике на действующих предприятиях.

 

Само присутствие вуза в регионе сильно повлияет на изменения в спросе на различные виды продукции и услуг.

 

4. Развитие потенциала городских поселков требует эффективной координации работ и перераспределения ресурсов. Это является вызовом для администраций городских поселков, так как в текущем состоянии они не способны выполнять данные функции. В этой связи необходимо принятие мер по совершенствованию и институциональному реформированию поселковых и городских администраций. Особое внимание в этих реформах должно быть уделено вопросам создания действенных механизмов управления финансами, а также информационного и статистического обеспечения администраций поселков, вышестоящих районных и областных хокимиятов.

 

Разработанные сценарии и модели управления должны пройти этап пилотирования для подтверждения работоспособности.

 

***

 

Города будущего — это не только и не столько мегаполисы, сколько малые города, в которых творится наука, генерируются знания, создаются новые виды продукции. А главное, это города, способные, наряду с комфортными условиями для жизни и всестороннего развития человека, обеспечить необходимый фундамент для устойчивого экономического роста самого города и близлежащих территорий.

 

Подготовлено на основании аналитического доклада «Роль и место городских поселков в региональном развитии Узбекистана в средне- и долгосрочной перспективе», ЦЭИ, Ташкент, 2012

 
 
 
Источник


Комментарии
Оценка:
Комментарий будет опубликован после проверки модератором

© 2005-2024 Stroyka.uz. Все права защищены.